Для успеха не нужно быть умнее других, надо просто быть на один день быстрее большинства.
Лео Сциллард
В условиях постсоветских страховых рынков стратегию голубого океана уверенно можно назвать одним из наиболее потенциальных и эффективных инструментов стратегического менеджмента. Однако, судя по публикациям в области страхования и моим экспертным заключениям как бизнес-тренера, проведшего более 180 семинаров и практикумов в пяти странах, значительная часть страховщиков либо не применяет ее вообще, либо делает это неосознанно. Как первое, так и второе оставляет за пределами практического применения те колоссальные возможности для страховщиков, которые находятся рядом. Их нужно просто найти и применить.
Но, прежде чем рассмотреть успешные примеры применения этого метода, вероятно, следует понять его суть.
Стратегия голубого океана. Авторы выразили ее смысл в рекомендации: "Не вступайте в конкурентную борьбу - сделайте ее неактуальной". По форме это выглядит так:
Бизнес-среда состоит из двух видов океанов - красных и голубых.
Красные - это поля традиционной конкуренции, где успех состоит в победе над коллегами по бизнесу.
Голубые - неосвоенные участки рынка, которые требуют смелого поиска и освоения, но дают возможность быстрого роста и получения высокой прибыли.
Лучший способ победить в конкуренции - работать там, где ее пока что нет.
Графически это представлено на рисунках 1, 2, Так, на рисунке 1 - голубой океан. Неосвоенные участки (сегменты, поля) рынка. Конкуренция практически отсутствует. Однако, со временем, количество предложений увеличивается, конкуренция растет.
Океан превращается в поле конкурентных сражений, цвет его багровеет, а со временем становится кровавым. В этой ситуации стратегия голубого океана предполагает вместо сражений на освоенном рынке (в страховании - тарифных, бонусных, мотивационных"битв за клиента" перекупки клиентов и специалистов и т. п.) найти свой голубой океан и стать на нем вначале единственным, а затем первым, до периода жесткой конкурентной борьбы. И дальше все сначала.
Результаты применения стратегии голубого океана 108 организациями авторы привели в таблице.
Из данных таблицы следует, что применение стратегии голубого океана в приведенных показателях дает эффект увеличения в сравнении с традиционными методами ведения дела по статье "Доходы" - в 3, 8 раза, а по статье "Прибыль" - в 9, Очевидно, агитировать за метод излишне.