Сколько стоит большая четверка?

28 Марта 2018.

«Большому кораблю большое плавание». Эта фраза давно стала крылатой. Поэтому неудивительно, что вскоре после появления на аудиторском рынке таких крупных игроков, как «Deloitte & Touche», «PricewaterhouseCoopers», «Ernst & Young» и «KPMG», их окрестили «большой четверкой». С момента основания всемирно известных консалтинговых групп прошло более десяти лет, а они по-прежнему удерживают лидирующие позиции.

Как в России, так и во всех странах СНГ.

По предварительным оценкам экспертов, суммарная выручка компаний, входящих в состав «большой четверки», составляет порядка 100 млрд. долларов. В России им принадлежит 35,2% внутреннего рынка. По сравнению с другими государствами эти цифры более чем оптимистичны. Так, в Германии и Казахстане 80% концернов обслуживают специалисты компаний «PricewaterhouseCoopers» и «KPMG».

А это свидетельствует об олигополии. Причем, явно выраженной.

На просторах РФ дело обстоит несколько иначе. По данным Минфина, клиентами «большой четверки» являются только 1,3% крупных российских организаций. Каждая из них, по сути, является золотоносной жилой аудиторов. Ведь такие компании платят не только за услуги финансовых экспертов, но и за фирменный бренд АКГ.

Наценка за «громкое имя» весьма ощутима. За каждого корпоративного клиента представители «большой четверки» получают в 14,5 раз больше доходов, чем их московских коллеги. Что касается региональных консалтинговых компаний, то здесь ситуация еще более примечательна: за одного привлеченного клиента лидеры рынка получают в 28 раз больше денежных средств, нежели их малоизвестные конкуренты.

И это притом, что в компаниях «Deloitte & Touche», «PricewaterhouseCoopers», «Ernst & Young» и «KPMG» работает менее 2% российских аудиторов.

Любопытно, что клиентов «большой четверки» вовсе не смущает наценка за бренд. Более того, представители крупных компаний уверены: деньги, вложенные в аудиторские услуги такого уровня, окупят себя стократ. Отчасти они правы, полагая, что профессиональная подготовка «больших» специалистов дает о себе знать. Вот только высокая квалификация вовсе не является гарантией отсутствия ошибок.

Ведь допустить погрешность при работе с финансовой документацией может каждый. Наглядное тому подтверждение — результаты независимых исследований, проведенных в США. По данным налоговиков, за последний год представителями «большой четверки» было допущено 65 серьезных ошибок при проверке бухгалтерской документации крупных американских компаний.

Причем, не факт, что в поле зрения экспертов попали все погрешности ревизоров.

Так сколько же стоят услуги аудиторов со знаком PRO? По данным Минфина РФ, работа сотрудников «большой четверки» оценивается в 5,6 раз дороже, нежели труды столичных inside-специалистов. В годовом эквиваленте эта разница весьма и весьма внушительна.

Если верить цифрам, наценка за бренд обходится российским фирмам в 14237 млн. рублей ежегодной компенсации. Соответствуют ли эти расходы высокому уровню сервиса — судить не нам. Да и говорить о том, что наценка за бренд является для аудиторов «манной небесной», было бы неправильно.

Ведь завоевать доверие клиентов, а главное — оправдать их ожидания непросто. Поэтому значительная часть прибыли консалтинговых агентств идет на поддержание кадровых активов и, конечно же, имиджа компании. А это значит, что деньги, потраченные на услуги аудиторов, так или иначе, идут на результат.

Весомый и вполне осязаемый.

You have no rights to post comments