Что спасет мировой автопром.
Мировой финансовый кризис самым пагубным образом сказался не только на нашем автопроме. Мировая автомобильная промышленность тоже испытала на себе его тяжелые последствия. Однако всякий кризис, действуя на рынок и производителей наподобие землетрясения, вскрывает давно назревшие проблемы и заставляет искать пути их решения.
Ежегодное исследование основных тенденций в мировой автомобильной промышленности провела международная компания KPMG, занимающаяся предоставлением аудиторских, налоговых и консультационных услуг. Опросом были охвачены руководители основных мировых производителей автомобилей и компонентов для них из ведущих стран мира. Вот некоторые итоги исследования.
Кто будет главным на рынке?
Мировой автопром в ближайшую пятилетку ожидает большое количество объединений автопроизводителей, будет ли это происходить в форме поглощения или слияния. Большинство опрошенных считает, что поставщиков и дилеров затронет та же тенденция. Это будет вызвано разными причинами: угрозой банкротства, желанием получить новые технологии и инновационную продукцию, а также стремлением выйти таким образом на новые рынки.
В ходе опроса были названы и потенциальные фавориты, среди которых, наряду с китайскими и индийскими фирмами, также известные автопроизводители, занимающие на рынке свою нишу: Kia/Hyundai, Toyota, Honda, Ssang Yong Motor Company и Volkswagen. Среди известных западных компаний Ford получил явный приоритет перед General Motors и Chrysler.
Перспективы прибыли и сбыта
На рост прибыли в этом году рассчитывает более четверти участников опроса, около 40% полагает, что ее уровень не возрастет, а треть ожидает дальнейшего снижения. Что касается перспектив нашей страны, то в ближайшую пятилетку нас ожидает 40%-ный рост спроса на продукцию автопрома, как отечественного, так и зарубежного. Будет динамично развиваться также сотрудничество с зарубежными производителями, примером чему может служить ссанг енг.
Большого роста спроса ожидают также от Бразилии и Индии.
Еще одна наметившаяся тенденция – это возрастающий спрос на гибридные автомашины и автомобили, использующие альтернативные виды топлива.
Не менее актуальной будет разработка инновационных технологий и создание новой продукции, что невозможно без новых инвестиций. Однако сокращение затрат будет одним из главных критериев при оценке результатов развития.
Угроза перепроизводства
Более 90% участников опроса обеспокоено избыточными производственными мощностями. По их мнению, нашей страны эта угроза коснется через 3-5 лет, в то время как для США, Западной Европы и Японии она уже является реальностью. Автомобильной отрасли во всем мире необходима реструктуризация, именно этим объясняется рост числа слияний и поглощений, которые могут помочь разрешению этой проблемы.
Российские аналитики выказывают осторожный оптимизм в оценке состояния дел в российском автопроме. О полном преодолении кризиса речь, конечно, не идет, однако положительные тенденции все-таки просматриваются.