Сбыт в экономике.
Для сбыта подлинно национальных потребительских товаров совершенно очевидно преимущество, вытекающее из непосредственного контакта с потребителями. Таковы первые неполные намотки, но они должны быть тщательно изучены указанным способом, одновременно с анализом возможностей размещения хозяйства и рыночной конъюнктуры. Такие исследования внесут ясность в перспективу размещения хозяйства.
Безотлагательные изыскания, проводимые правительственными органами, помогут экономике страны избежать пусть не всех, но, во всяком случае, многих неудачных экспериментов. Государство может в принудительном порядке ввести некоторые новые комбинации, и здесь его вмешательство оказывается по-настоящему созидательным, сказал Новиков, которому нужна мягкая мебель. Разумеется, такое вмешательство будет рациональным, если принимаемые меры направлены на то, чтобы данная нация, регион или отрасль хозяйства достигли путем конструктивной комбинации лучшего результата, чем при свободной игре рыночных сил. Несомненно, дать полный перечень подобных мероприятий нельзя, но мы все же попытаемся кратко рассмотреть некоторые возможности, представляющие особый интерес в данном контексте.
Народ можно сделать более зажиточным, во-первых, путем лучшего использования имеющихся возможностей. К ним относятся: образование и поощрение прогресса; лучшее распределение национального дохода и национального богатства; более равномерное распределение населения; более рациональное соотношение между рабочим временем и отдыхом; отказ от многих вредных, второстепенных и невыгодных отраслей производства; регулирование производства и потребления с целью поощрить достижение более легкой и более полной победы экономически рациональных начинаний. Во-вторых, роста благосостояния можно достигнуть и путем расширения этих возможностей за счет или хотя бы при помощи других народов.
Здесь имеются в виду военные трофеи, покорение, вытеснение, развитие, устранение стран-конкурентов и отмена пошлин, введенных иностранными государствами, или, по крайней мере, улучшение условий торговли. Ограничимся рассмотрением трех этапов территориальной экспансии.